Акрополь – афинский Кремль – расположен в самом центре
города на довольно высоком и крутом холме. Поселение на этом месте существовало
еще со времен неолита. В архаические времена здесь находилась резиденция
местного царя – анакса. Тогда же Акрополь был впервые обнесен стеной из
необработанного камня (XIII в. до Р.Х.) – настолько мощной, что впоследствии
появилась легенда о том, что ее строили великаны-киклопы, а сама стена получила
название «киклопической».
Позднее, в эпоху становления демократии, Акрополь теряет свое
административное значение но остается религиозным центром: здесь расположено
древнее святилище Афины – покровительницы города. Во времена тирании Писистрата
и его сыновей (VI в.) на холме строятся великолепные храмы, но персы, захватив
Афины в 408 г., сжигают их дотла. Афиняне совместно с другими городами Эллады
разбивают персидское войско и, возвратившись на пепелище, отстраивают Акрополь в
его былой красе. Инициатором восстановления Акрополя был сам Перикл, который
управлял тогда Афинами, а осуществлением проекта руководил гениальный скульптор
Фидий. Тогда и были возведены те храмы, которые стали олицетворением
классической культуры и своего рода «визитной карточкой» исторических
Афин.
Позднее укрепления и храмы Акрополя неоднократно
перестраивались римлянами, христианами, а после – турками. Сейчас все основные
постройки Акрополя были подвергнуты систематической реставрации. На его
территории продолжаются раскопки.
Вход в, собственно, Акрополь находится на западной, пологой стороне холма.
Это– знаменитая коллонада Пропилей, построенная в V в. архитектором Мнесиппом.
Пропилеи можно разделить на центральную часть и два крыла, обращенных к
посетителю. В левом крыле находилась Пинакотека – своего рода художественный
музей, где в античное время хранились произведения живописи. Внутри и вокруг
Пропилей стояли посвятительные дары и статуи богов.
На юго-западе Пропилей находится храм богини Ники, построенный по проекту
Калликрата во второй половине V в. Сам храм расположен на т.н. «пиргосе» – части
древних киклопических укреплений, защищавшей самое слабое место в обороне
Акрополя –его ворота. Культ Ники на этом месте существовал еще с архаической
эпохи, о чем свидетельствуют проводившиеся раскопки.
Из
Пропилей посетитель выходит через восточный портик на территорию основного
святилища Акрополя. Справа видны остатки некогда блистательного храма Артемиды
Бравронии и здания Халкотеки (места, где хранились посвятительные дары), а прямо
по центру возвышается Парфенон, оставляющий неизгладимое впечатление величием,
масштабами и, в то же время, утонченностью своей конструкции.
Строительством этого знаменитейшего храма античности занималась целая
коллегия талантливых архитекторов, скульпторов и художников во главе с самим
Фидием. Все они принадлежали к кругу Перикла, который собрал вокруг себя
культурную элиту тогдашних Афин, и более того – всего греческого мира. Парфенон
является одним из лучших произведений дорического стиля. Стиль этот
характеризовался суровой простотой и классической законченностью линий, однако
при украшении Парфенона были использованы и ионические детали, что придает ему
еще больше оригинальности. Весь храм был украшен великолепными барельефами на
мифологические темы – многие из этих барельефов сохранились. Внутри храма стояла
12-метровая статуя Афины работы Фидия, целиком сделанная из золота и слоновой
кости.
Парфенон был освящен в 438 г. до Р.Х. В христианское время
в нем была церковь Софии Премудрости Божией (VI в.), крестоносцы устроили внем
католическую церковь (XIII в.) а турки – мечеть (1456 г.). Позднее турки
устроили в нем пороховой склад, взорванный венецианской армией во время осады ею
Акрополя (1687 г.), причем большая часть храма оказалась разрушена. В настоящее
время Парфенон реконструирован в его прежнем виде.
В
северной части Акрополя расположен Эрехтейон – храм, изначально посвященный
древнейшему культу бога Эрехтея, а позднее хранивший знаменитый «ксоан»
–кумир Афины из масличного дерева. Строительство этого храма велось в 421-406 г.
до Р.Х. Храм построен в ионическом стиле – со множеством украшений – и имеет
довольно причудливую форму. Эрехтейон знаменит, в первую очередь, своими
Кариатидами, – статуями девушек в праздничной одежде, поддерживающих портик
храма с южной стороны. Тут же, под полом портика, находится и могила
легендарного основателя Афин царя Кекропа. Храм этот противопоставлялся по
своему значению блистательному Парфенону. Тогда как тот служил символом земного
могущества и благосостояния города, Эрехтейон был средоточием государственного
религиозного культа.
Также в Акрополе находится и музей, в котором можно увидеть то, что было
найдено в результате многочисленных раскопок на его территории: древнейшие
статуи, керамика и т.п. Экспозиция представляет огромный исторический и
художественный интерес.